24 июн. 2009 г.

Выступление Стива Джобса

С интересом наблюдаю за новинками "фруктовой компании", однако тут - просто перевод выступления Стива Джобса перед студентами Стэндфорда в июне 2005 года. Желающие могут просто посмотреть видео этого выступления, или почитать мой перевод.


"Вы должны найти то, что любите"

Я благодарен за возможность быть с вами в день вашего выпускного из одного из самых лучших университетов мира. Сам я так никогда и не закончил колледж. По правде должен сказать, что сегодняшняя церемония - это самое большое, что я имел когда-либо по части выпуска из учебного заведения. И сегодня я хочу рассказать вам три истории из моей жизни. И все, ничего серьезного. Просто три истории.


Первая история о взаимосвязанных событиях.


Я бросил коллежд "Reed" после первых же 6 месяцев, однако иногда заглядывал обратно в течении последующих полутора лет, прежде чем бросил его окончательно. Почему я его бросил?

Все началось еще до моего рождения. Моя биологическая мать была молодой и незамужней выпускницей колледжа, которая решила отдать меня приемным родителям. Она очень хотела, чтобы моими приемными родителями стали состоявшиеся выпускники колледжа, поэтому все, что мне было уготовано - это стать после рождения усыновленным юристом и его женой. За тем лишь исключением, что когда я родился, они в последнюю минуту передумали, решив, что им нужна девочка. Поэтому мои родители, находясь в списке на усыновление в самой середине, получили среди ночи звонок с вопросом: "У нас неожиданно родился мальчик. Хотите ли вы его усыновить?" На что мои родители ответили: "Конечно".

Позже моя биологическая мать обнаружила, что моя мать никогда не заканчивала колледжа, а мой отец - никогда на заканчивал института. И она отказалась подписывать последние бумаги на окончательное усыновление. Уступила она лишь спустя несколько месяцев, когда мои родители пообещали, что когда-нибудь я пойду в колледж.

И 17 лет спустя я отправился в колледж. Правда по наивности я выбрал почти такой же дорогой колледж, как и Стэндфорд, и все сбережения моих родителей из рабочего класса были истрачены на оплату за обучение. После шести месяцев я уже не видел в этом никакого смысла. У меня не было никаких соображений на счет того, чего я хотел от жизни, и как мне в этих поисках может помочь колледж. Да и на колледж тратились все деньги, которые мои родители копили всю жизнь. Поэтому я решил бросить колледж, и заставил себя поверить, что все это нормально, и что все как-то утрясется само собой. В то время за эти мысли мне было очень страшно, однако глядя назад, я могу сказать, что это было одним из самых лучших решений, которые я когда-либо принимал. С той минуты, как я бросил колледж, я смог прекратить посещение тех обязательных классов, которые меня не интересовали, и начать посещать те, что были мне интересны.

Однако не все было так романтично. У меня не было комнаты в студенческом общежитии, поэтому я спал на полу в комнатах своих друзей. Я собирал бутылки из-под колы за 5 центов, для того, чтобы купить себе еды. И раз в неделю, в ночь каждого воскресения, я мог пройти по городу 12 километров, чтобы хорошо поесть в одном из храмов Кришны. Я любил это время. И все, к чему меня приводило мое любопытство и интуиция, позже обратилось в бесценный опыт. Позвольте дать вам один пример.

В то время коллежд "Reed" предлагал возможно самые лучшие курсы по каллиграфии в стране. На всей территории колледжа, каждый постер, каждая строка на любом объявлении была красиво отрисована от руки каллиграфическим почерком. Так как я бросил учебу, и не имел обязанностей посещать обязательные классы, я решил взять курс каллиграфии. Я узнал о шрифтах с засечками и без, об изменяющихся расстояниях между различными комбинациями букв, о том, что делает типографию такой замечательной. Все это было красиво, эпохально и художественно изысканно в смысле какой-то науки, которую невозможно просто так понять, что мне казалось очень приятным.

Ни один из этих навыков даже и не надеялся на применение в моей жизни. Но спустя 10 лет, когда мы создавали первый компьютер "Макинтош", все это ко мне вернулось. И мы все это встроили в "Мак". "Макинтош" был первым компьютером с красивой типографией. Если бы я тогда не взял тот курс в колледже, "Макинтош" никогда бы не имел несколько гарнитур или пропорциональных шрифтов. И так как "Винвовс" просто скопировала "Мак", вполне вероятно, что ни один персональный компьютер их тоже бы не имел.

Если бы я не бросил учебу, я никогда не пошел бы на курс каллиграфии, и персональные компьютеры не имели бы той замечательной типографии, что встроена в них сегодня. Конечно, покуда я находился в колледже, было просто невозможно связать эти два события. Однако взаимосвязь между ними стала очень и очень очевидна 10 лет спустя.

Опять же, вы не сможете связать события, глядя в будущее. Вы сможете связать их, только обернувшись назад. Поэтому вы должны верить в то, что события в вашей жизни когда-нибудь в будущем свяжутся воедино. Вы должны во что-то верить: в силу воли, судьбу, жизнь, карму, во что угодно. И такая вера никогда не позволяла мне опуститься, и благодаря ей в моей жизни происходили все перемены.


Моя вторая история о любви и потерях.


Мне повезло - я нашел то, что люблю с самого начала своей жизни. Воз (Стив Возняк) и я создали Apple в гараже моих родителей, когда мне было 20 лет. Мы много работали, и за 10 лет Apple выросла из гаража, и нас двоих, в компанию с оборотом 2 миллиарда долларов, и с более чем 4000 тысячами сотрудников. За год до того, как мне только исполнилось 30, мы выпустили наше самое прекрасное создание - "Макинтош". И потом я был уволен. Как вы можете быть уволены из компании, которую вы основали? Ну, как наша компания росла, мы наняли кое-кого, кого я считал очень талантливым в деле совместного управления компанией, и в первый год, или около того, дела шли хорошо. Но потом наши взгляды касательно будущего стали расходиться, и в конце-концов мы поссорились. Когда это случилось, правление компании приняло его сторону. И поэтому в 30 лет я оказался на улице. Публично. Все, чему я посвящал всю свою взрослую жизнь, было потеряно, и это сильно опустошило меня.

В течении нескольких месяцев я на самом деле не знал что мне делать. Мне казалось, что в компании я подвел руководителей предыдущего поколения в тот самый момент, когда мне в руки дали дирижерскую палочку. Я встретился с Дэвидом Паккардом и Бобом Нойсом, и попытался извиниться за все свои выходки. На публике я натворил много плохих дел, и даже думал о побеге из Силиконовой долины. Однако что-то потихоньку началось открываться мне: я все еще любил то, чем я занимался. И последние события в Apple нисколько не изменили эту любовь. Я был изгнан, но я по прежнему был влюблен в свое дело, и поэтому решил начать все сначала.

Тогда я этого не понимал, но впоследствии мне стало ясно, что увольнение из Apple было самым лучшим событием, которое когда-либо могло произойти со мной. Тяжесть успеха заменилась легкостью новичка, и меньшей уверенностью на счет всего остального. Это увольнение дало мне свободу начать один из самых созидательных периодов моей жизни.

В течении следующих пяти лет я основал компанию NeXT, еще одну компанию под названием Pixar, и влюбился в замечательную женщину, которая стала моей женой. Pixar начал с создания первого в мире полнометражного фильма, "Toy Story", снятого полностью в виде компьютерной анимации. А сейчас Pixar - самая успешная студия анимации в мире. В ходе знаменитых событий компания Apple купила NeXT, я вернулся в Apple, а технология, разработанная в NeXT, легла в основу текущего возрождения компании Apple. Я же с Лаурен вместе создали замечательную семью.

Я совершенно уверен в том, что ничто из перечисленного не произошло бы, если бы я не был уволен из Apple. Да, лекарство это было ужастным на вкус, но я думаю, что больной в нем нуждался. Иногда жизнь бъет тебя в голову камнем. Не теряйте надежду. Я убежден, что единственное, что помогало мне, - это любовь к тому, чем я занимался. Вы должны найти то, что вы любите. Это так же верно по отношению к вашей работе, как и по отношению к любимым вами людям. Ваша работа будет заполнять огромную часть вашей жизни, и единственный способ быть понастоящему удовлетворенным ею - это заниматься тем, что вы на самом деле считаете любимой работой. А единственный способ заниматься любимой работой - это любить то, что вы делаете. Если вы еще не нашли такую работу, продолжайте искать. Не сидите на месте. Вы почувствуете всем своим сердцем, когда найдете такую работу. И по истечении многих лет, как и в любых других замечательных отношениях, все будет становиться только лучше и лучше. Поэтому продолжайте искать до тех пор, пока вы не найдете. Не сидите на месте.


Моя третья история - о смерти.


Когда мне было 17 лет, я вычитал одну цитату, в которой говорилось что-то вроде: "Если ты живешь каждый день как последний, совершенно точно, что однажды ты все сделаешь правильно". Меня это впечатлило, и с тех пор, в течении последних 33-х лет, я каждое утро смотрел в зеркало, и спрашивал себя: "Если бы сегодня был последний день моей жизни, стал бы я делать то, что я собираюсь сделать сегодня?" И всегда, когда ответ на этот вопрос был "нет" в течении слишком многих дней, я знал, что мне нужно что-то менять.

Напоминание о том, что я скоро умру, было самым важным инструментом, помогавшем мне делать важный выбор в жизни. Потому что почти все: все возложенные на тебя надежды, вся гордость, весь страх перед преградами или неудачами, - все это просто исчезнет перед лицом смерти, и оставит лишь то, что будет на самом деле важным. Помнить о том, что ты умрешь - это самый лучший способ избежать ловушки, думая о том, что тебе есть чего терять. У тебя уже ничего нет. Нет такой причины, по которой тебе не стоило бы следовать зову сердца.

Примерно год тому назад, у меня диагностировали рак. В 7:30 утра меня просканировали, и сканер ясно показал опухоль в моей поджелудочной железе. Я даже и не знал что такое поджелудочная железа. Доктора сказали мне, что этот тип рака неизлечим, и что я возможно проживу не более чем от трех до шести месяцев. Мой врач посоветовал мне возвращаться домой, и привести мои дела в порядок, что на языке врачей означает приготовиться к смерти. Для меня это означало сказать своим детям в течении нескольких месяцев то, что ты планировал рассказать им в течении следующих 10 лет. Это означало подготовить свою семью так, чтобы им было легко, насколько это возможно. Это означало попрощаться с ними.

Я жил с этим диагнозом целый день. Позднее вечером, мне сделали биопсию, во время которой они ввели трубку внутрь по моей глотке, через мой желудок, и в мои кишки. Вставили иглу в мою поджелудочную железу, и изьяли несколько клеток из опухоли. Я был спокоен, но моя жена, которая была там со мной, рассказала, что когда они положили клетки под микроскоп, доктора начали плакать, такак выяснилось, что эта опухоль является редкой формой рака поджелудочной железы, которую можно излечить при помощи хирургии. Мне сделали операцию, и сейчас я в порядке.

Это событие очень сильно приблизило меня к лицу смерти, и я надеюсь, что это последний раз на несколько последующих десятилетий. Пережив это, я могу сказать вам кое-что более ясно, чем до этого, когда смерть была полезной, но полностью умственным представлением:

Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть в рай, не хотят умирать, чтобы туда попасть. И все-таки смерть - это то, что мы все когда-нибудь переживем. Еще никто ее не избежал. И так оно и должно быть, потому что смерть, вероятно, - это одно из лучших изобретений жизни. Это помощник жизни в деле появления новых перемен. Смерть очищает старое, чтобы дать место новому. Сейчас новое - это вы, но однажды, не столь далеко от сегодняшнего дня, вы станете старыми, и будете убраны с пути. Извиняюсь за такой драматизм, но это на самом деле так.

Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его понапрасну, живя чей-то чужой жизнью. Не попадите в ловушку догмы, которая заключается в проживании своей жизни по мыслям других людей. Не позволяйте шуму других мнений заглушить ваш собственный внутренний голос. И что самое важное, имейте смелость следовать вашему сердцу и интуиции. По какой-то причине они уже знают о том, кем вы хотите стать в жизни. Все остальное - вторично.

Когда я был молод, у нас издавался замечательный журнал, называемых "Каталог всей земли". Для моего поколения этот журнал был одной из библий. Журнал этот создавал парень по имени Стюарт Бранд, который жил недалеко отсюда в Менло Парке, и он создавал этот журнал со своим поэтическим чутьем. Журнал этот делался в конце 60-х годов, еще до появления персональных компьютеров и компьютерного издательства, поэтому все делалось при помощи печатных машинок, ножниц и фотоаппаратов "Полароид". Выглядело это примерно как Google в бумажной обложке, за 35 лет до появления Google: все было идеалистичным, переполненным аккуратностью и снабженным замечательными заметками.

Стюарт и его команда выпустили несколько номеров "Каталога все земли", и потом, когда этот журнал подошел к своему финишу, они выпустили последний номер. Было это в середине 70-х, и было мне примерно столько же, сколько и вам сейчас. На обратной обложке из последнего номера была фотография сельской дороги ранним утром, как если бы вы увидели ее, путешествуя автостопом. Под ней были слова: "Оставайся голодным. Оставайся безрассудным". Это было из прощальной весточкой. Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными. Я всегда желал себе этого. И сейчас, когда вы выпускаетесь, чтобы все начать, я желаю этого и вам.

Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными.

Большое вам спасибо.