17 янв. 2011 г.

Фильм "Край"

Ознакомился с фильмом "Край" Алексея Учителя. По факту просмотра могу смело доложить: креатив оказался настолько термоядерным, что даже начал сомневаться, на самом ли деле это фильм Алексея Учителя. К середине фильма все сомнения отпали: фильм "Край" - это всего лишь еще одна фантасмагория на тему ГУЛАГа и про то, "как оно было на самом деле". Убедившись в том, что "Край" мог бы стать неплохим эпизодом "Утомленных солнцем 2", я сбегал на кухню за второй порцией попкорна, и остаток фильма уже смотрел как черную псевдоисторическую комедию. Однако тут уж, извините, по результатам просмотра Остапа просто понесло.

Итак, 1945-й год. Игнат - солдат-победитель заезжает в какой-то таежный лагерь, чтобы устроиться на работу. В лагере находится примерно 100 осужденных за разного рода военные преступления: прибалты, бывшие немецкие комменданты и те, кто прислуживал фашистам на Родине или в плену. Что характерно, женщины находятся в заключении вместе с мужчинами. Бывшие СС-совцы - с бывшими гражданами СССР, угнанными в германский плен. Видимо, тяжесть преступлений и тех и других была столь велика, что всех решили сгноить в одном и том же таежном лагере. Тем более, что на 100 человек осужденных приходится целых два паровоза, каждый из которых должен возить не по целому составу срубленных деревьев, а по одному вагону. В общем, люди работают на износ, и что там растраты угля и простой ценнейшей техники в голодные годы послевоенной разрухи?

В лагере есть паровозы, поэтому Игнат решает остаться и начать новую жизнь в качестве машиниста. Приступив к работе, Игнат, как бы сказали в наше время, сразу же начинает поднимать корпоративный дух и укреплять к себе доверие со стороны осужденных. То есть начинает их бить мордами об выделенный паровоз, таскать за гривы по шпалам, и всячески намекать, что до холодного лета 53-го года они никак не доживут.

При этом в лагере практически нет никакой охраны, кроме однорукого начальника, пишущего по ночам доносы товарищу Сталину, да полупридурковатого и вороватого сторожа-чукчи в исполнении Александра Баширова (привет малым коренным народам России от Алексея Учителя).

Однако несмотря на своеобразные усилия по установлению контактов с местными аборигенами, Игнат не боится подскользнуться и упасть спиной на лагерное "перо" в каком-нибудь темном переулке. Или несколько раз ушибиться об одно и то же бревно во премя погрузки паровоза. Или быть скормленным медведю во время очередного припадка контузии. Игнату все до одного места. Он вышел из Красной Армии, в которой товарищ Сталин бил морду Жукову, Жуков - начальникам фронтов, начальники фронтов - командирам, командиры - Игнату, а Игнат - фашистам. А теперь вот еще и заключенным лагеря без охраны.

Войдя в коллектив, и заверившись его искренней поддержкой, Игнат решил устроить свою личную жизнь: отбил женщину у другого машиниста.

Видимо поняв, что Игнат не только контуженный, но еще и полностью обмороженный, люди решили попытаться изменить мировоззрения Игната: раскрутили вентиль в паро-отводной трубе Игнатовского паровоза; вместо соли стали подкладывать Игнату сахар; а вместо чая... Ну, да ладно.

Покуда обстановка в лагере накалялась, Игнат совершил поступок, достойный настоящего героя-победителя и невольного персонажа сценария Алексея Учителя: Игнат вызвал на самопальное социальное соревнование машиниста Саркисяна, и наплевав на технику безопасности (и на уголовную ответственность за ценнейший паровоз в послевоенные годы), почти выиграл заезд по двурядной железной дороге. "Почти" - это потому что в силу случившихся нарушений техники безопасности и попыток местных аборигенов изменить мировоззрение Игната, паровоз Игната занемог на сложном участке пути, и даже немного сломался. По итогам достижений, Игната лишили должности машиниста, доверив ему в качестве заслуженного трофея тяжелую лопату кочегара.

От такой обиды умер бы любой воин-победитель, но только не Игнат. Узнав от сторожа-чукчи про паровоз в лесу, Игнат смело отправляется на поиски паровоза, находит его, выгоняет из паровоза полуодичавшую немку, стряхивает с паровоза пыль, и вывозит его к полуразрушенному мосту.

Тут признаюсь, что я, как выпускник Кулинарного техникума, физику изучал мало и плохо. Классическая механика не была моим коньком. Меня больше интересовала ядерная физика и кванты, однако даже в моей, технически неискушенной душе закрались сомнения по поводу осуществимости переезда целого паровоза по рельсам, проложенным по вертикально стоящим столбам на растоянии 3-х метров друг от друга.

Видите ли, друзья, при проезде любого паровоза по рельсам, будь то "Сапсан" или даже "Фишман", на рельсы действуют не только вертикальные силы, вызванные тяжестью паровоза, но еще и силы, направленные в стороны. То есть силы, норовящие выпихнуть рельсы из-под колес паровоза вследствии колебаний самого моста и гибкости незакрепленных рельс. Об этом отлично знали наши партизаны, подрывая рельсу под вражеским составом в одном-единственном месте. За это в наши дни сажают хулиганов и террористов. Даже за один-единственный болт, выкрученный из крепежа рельс на железной дороге можно получить заслуженную возможность питаться баландой и изучать Уголовный Кодекс РФ.

Говоря простыми словами, при переезде паровоза по Игнатовскому самодельному мосту, эти самые рельсы должны были не только треснуть как сухие спагетти, но еще и разъехаться в стороны под колесами вожделенного паровоза, как лыжи под ногами какой-нибудь коровы на льду.

Однако вопреки физике, логике и исторической достоверности, Игнат возвращается в лагерь вместе с немкой. Немку он берет под свою опеку, ибо местные аборигены немцев не любят, а только моются, обедают или валят лес вместе с ними. Начальник лагеря при виде немки приходит в ужас, и как заправский таежный шаман, начинает тут же призывать какого-то "Фишмана".

То есть что мы наблюдаем по факту? В лесу был найден какой-то человек, который явно не испытывает симпатий к окружающей советской действительности, этому человеку внутри лагеря предоставлена полная свобода передвижения и действий, а Игнат просто дал честное слово, что все будет хорошо. И это в сталинской России, в еще незакончившемся 1945-м году.

Тут даже мне кажется, что если бы какой-нибудь африканский Игнат вытащил Алексея Учителя вместе с любимым паровозом из диких джунглей в лагерь ненавистных зимбабвийцев, то Алексей Учитель всячески постарался бы учинить какую-нибудь диверсию, особенно в свете перспективы получить 9 грамм свинца в область затылка. Ну, чтобы жизнь медом не казалась этим ненавистным и кровожадным дикарям, и чтобы они навсегда запомнили как плохо обижать в Африке русских людей.

А в таежном лагере все тихо и спокойно. Со стороны немки ни попыток мести за убитого отца, ни попыток сбежать из этого ада. Оправдание этому только лишь одно - немка и Игнат влюбляются друг в друга на фоне всех тех искренних симпатий, что лагерные аборигены высказывают Игнату после поднятия корпоративного духа о шпалы, рельсы, и колеса любимого игнатовского паровоза.

Пикантности добавляет и то, что Игнат - солдат-победитель, - решает дать своему паровозу немецкое имя "Густав". Лучше бы сценаристы в очередной раз поднатужились, и паровоз был бы назван "Отто фон Бисмарком", или на худой конец "Адольфом". Но, как бы там ни было, местные опять не поняли искренности намерений Игната по отношению к немке, и перестали с ним пить самогон.

Но тут наконец-то приехал "Фишман". "Фишманом" оказался поезд, на котором по ГУЛАГовским лагерям разъезжал контуженный НКВДшник. НКВДшник оказался истинным воплощением ада: арестовал немку и немецкого мальчика; выстрелом в спину убил приемную мать парнишки - бывшую любовь Игната; хамил, и некрасиво тыкал дулом пистолета в глаза и прочие отверстия заключенных; ну, и под конец просто всех достал.

В итоге Игнат по параллельной железной дороге отправился на "Густаве" спасать свою немецкую любовь и парнишку. Обогнал гада на развилке, показав ему рекорд скорости, а после окончания гонок, больно стукнул паровозным спидометром по контуженной НКВДшной голове. За всем этим наблюдал лагерный Народ, стоящий на третьем паровозе со шкурой медведя, распятой в форме звезды, и аплодировал Игнату.

От всех перенесенных потрясений НКВДшник потерял как память, так и остатки контуженных мозгов, и сев на велосипед, по железной дороге уехал вглубь зимней тайги.

Что же касается Игната, то он оставил свой любимый паровоз в лагере, и увез на дрезине любимую немецкую жену и мальчишку в далекий и солнечный Таджикистан. Конец фильма.

P.S. Какой же вывод мы можем сделать после просмотра этого замечательного фильма, друзья мои? Вывод будет очень простой: у "Утомленных солнцем 2" появился очень серьезный конкурент в борьбе за "Оскар". Искренне пожелаем им всем удачи, а Алексею Учителю - новых, оскароносных комедий на исторические темы.